Сегодня на украинском рынке труда наблюдается спад активности со стороны работодателей и повышение активности со стороны соискателей. Несмотря на то, что ситуация на рынке труда сейчас плачевная, проще всего устроиться на работу молодым специалистам. О том, что нужно знать молодежи, чтобы найти свое место под солнцем?
Молодых соискателей работы больше
Сейчас большинство соискателей – это молодежь в возрасте до 25 лет. Таких резюме чуть меньше половины. На втором месте соискатели чуть постарше – от 26 до 35 лет. Их уже 32%. Понятно, что именно молодежь стремится найти работу благодаря Интернету и специализированным ресурсам. Многие находят работу тут.
Поэтому скромные 7% соискателей в возрасте “за 45” тоже логичны – большинство соискателей этого возраста находят работу по рекомендациям знакомых.
Конечно, молодежи сейчас найти работу гораздо проще. Работодатели отзываются о молодежи как об более перспективных специалистах, которые имеют оригинальное видение, способны предлагать нешаблонные решения и решать задачи, которые специалистам с опытом кажутся невыполнимыми.
Опыт вне учебы
Опыт вне учебы – это единственный опыт, который может увидеть и оценить работодатель. Все работодатели понимают, что базово студент доучится. Но если мы хотим среди студентов выбрать лучшего, то мы смотрим, что еще студент делает, помимо учебы. Это может быть организация конференций, проектов, это также волонтёрская работа, стажировки и т.д. Чем больше этого есть у студента, тем он лучше для работодателя.
Студентам сейчас не стоит гнаться за высокими оценками. У молодежи должно быть понимание, что низкие оценки – это плохо, но и если одни “пятерки”, то это тоже не очень хорошо. В таком случае у работодателя возникнет вопрос – чем студент занимался помимо учебы. Это может говорить о том, что вы не выбрали правильный вектор и не нашли тот баланс между научной работой и практикой.
Профессиональный опыт
“Высокое качество образовательного процесса – это обязательное условие, но оно не достаточное. Надо искать возможность, чтобы люди получали жизненный и профессиональный опыт. Работодатели выбирают именно опыт, потому еще существует недоверие до вузов”, – подчеркнул HR-эксперт Денис Бродский.
У Франции, добавил Жан-Юг Шоша, студенты во время учебы тоже, как и украинская молодежь, не знают, где они будут работать после окончания вуза. И преподаватели не могут им дать советы, потому что это академические работники.
“Молодежь не чувствует ответственности за свое будущее. Действительно им может помочь стажировка во время учебы. Тогда студент начинает работать и чувствовать свою ответственность. Ведь во время стажировки появляется ответственность за результат. После стажировки студент возвращается в университет не ребенком, а опытным человеком. Мой совет: расширяйте программы стажировок для студентов, требуйте, чтобы они отчитывались о своих реальных результатах работы на стажировке”, – посоветовал профессор.
Активность в векторе специальности
В то же время, Татьяна Пашкина отметила, что работодатель, как правило, обращает внимание на профильность образования и его успешность, если это важно для будущей профессии. Если нет – тогда смотрит навыки, а если нужен активный специалист – то и на активности в виде участия в общественной жизни института, социальная работа, волонтерство и, конечно, стажировки.
“По стажировкам смотрят тему, протяженность и результат. По волонтерству – его наличие и вовлеченность в процесс. Если работодателю нужно сотрудник на полный рабочий день, а у волонтера два дня в неделю заняты социальной активностью – может возникнуть коллизия“, – объяснила она.
Тем не менее, если студент активный, и его активность в одном векторе с активностями компании – это ему только в плюс. “Например, если он активно участвует в олимпиадах по финансовым дисциплинам, и ему предстоит работа в финансовом или аналитическом подразделении, при наличии соответствующей теоретической подготовки это весомый аргумент в его пользу”, – говорит Татьяна Пашкина.